Самолеты падают часто? Нет, конечно. По статистике Aviation Safety Network («Сеть авиационной безопасности», ASN, Нидерланды) в 2018 году, лишь один из 2 520 000 полетов заканчивался инцидентом с человеческими жертвами. Не много.
Но каждое такое падение будоражит сознание обывателей. Всегда попадает на передовицы газет, репортажи ТВ. Ролики на ютуб выкладывают очевидцы.
Как правило, главной причиной авиакатастроф является человеческий фактор. Кто-то не досмотрел. Нарушил инструкцию. Слихачил. Очень редко, но все-таки случается, что причиной авиакатастроф становятся птицы.
Процент таких летных происшествий, по отношению ко всем, ничтожен. Один инцидент с человеческими жертвами на один миллиард лётных часов.
Раньше я думал, что птицы стали проблемой только с началом эры реактивной авиации. Ведь турбины реактивных двигателей – открыты. Попадание пернатых в крыльчатку, означает неминуемую поломку лопаток турбин, а затем, и последующего выхода двигателей из строя.
Другое дело – поршневой двигатель винтомоторных самолетов. При инциденте, птицу просто изрубит винт. Даже попадание в водяной или маслорадиатор, вряд ли сделает поломку фатальной. Многие поршневые машины были оснащены более надежными двигателями воздушного охлаждения. Попадание птицы в такой мотор было еще менее опасным. В целом, рассуждения верные.
Тем не менее, птицы стали проблемой еще во времена поршневой авиации. Они перебивали тяги управления, разбивались о голову пилотов или об остекление фонаря кабины.
03.04.1912, США, Калифорния, Лонг Бич
Самым первым инцидентом с участием птиц, считается гибель Кэлбрейта Перри Роджерса в 1912 году, в Калифорнии. Его самолет, совершая показательный полет, поднявшись на высоту 100 метров, врезался в стаю птиц. Одна из чаек, своим телом, перерубила тяги управления. Самолет, в результате, потерял контроль. Шея Кэлбрейта была сломана, а грудная клетка разбита двигателем.
Это был удивительный человек. Он пересек в 1910 году всю территорию США от океана до океана, совершив первый трансконтинентальный перелет. Вылетел из Нью-Йорка 17 сентября и приземлился 5 декабря в Калифорнии, на побережье Лонг Бич.
Кэлбрейт погиб в нескольких сотнях метров от того места, где закончил свой трансконтинентальный полет за полгода до трагедии.
В годы первой и второй мировых войн, понятное дело, никто не вел статистики происшествий с птицами. Было не до этого. Жертв от пуль и снарядов, было гораздо больше, чем от птиц.
Впрочем, американцы кое-что, все-таки, записывали. Доподлинно известно, что с 1942 по 1946 годы в самолеты американских ВВС попало 473 птицы с последствиями различной тяжести.
30.04.1953, СССР, Ил-12, Аэрофлот, Москва-Новосибирск, Рейс 35
Ил-12 выполнял рейс Москва — Новосибирск. В Казани планировалась короткая остановка на дозаправку. В момент снижения над Волгой, заглохли оба мотора. Пришлось совершать аварийную посадку на воду. Авария произошла в 21:37, на высоте 300 метров, в условиях недостаточной видимости. Столкновение произошло со стаей уток. В результате, из 18 пассажиров, погиб один человек.
После окончания второй мировой войны, началась эра реактивной авиации. Сперва, военной, а затем, с конца 50х, и гражданской. С этого момента, случаи с фатальным исходом после столкновений с пернатыми, стали встречаться чаще. Двигатели теперь имели открытые лопатки турбин. Скорости резко возросли. Птицы перестали успевать отвернуть с траектории летящего самолета.
По расчетам, выходило, что чайка, весом 1,5-2 кг при попадании в самолет, летящим на скорости в 700 километров в час, легко проламывает обшивку фюзеляжа. Такое столкновение сопоставимо с попаданием трех 30-мм снарядов авиапушки.
4.10.1960, США, Бостон, Lockheed L-188A Electra
Самолет, совершая взлет, взял курс на Филадельфию. Менее чем через минуту, он рухнул в Бостонскую бухту. Выжило 10 человек. 62 – погибли. Причина трагедии – столкновение со стаей скворцов на высоте около 100 метров. Чуть позднее, на поле аэродрома, нашли тушки 75 мертвых скворцов.
Этот случай является до сих пор, самой крупной авиакатастрофой, произошедшей по вине птиц.
23.11.1962, США, Ньюарк-Вашингтон, Vickers 745D Viscount
Лайнер «Виккерс 747 Висконта» авиакомпании Юнайтед Эир Лайнс выполнял обычный рейс из Ньюарка в Вашингтон, следуя по маршруту Ньюарк—Вашингтон—Роли—Шарлотт—Атланта. Находясь неподалеку от города Элликотт – Сити, самолет, следуя указаниям диспетчеров, в 12:14 стал проводить плановое снижение с 3000 метров до высоты 1800 — чтобы выйти затем на глиссаду посадки в аэропорту Вашингтона. Через несколько минут, авиалайнер пропал. Последний раз его отметка была зафиксирована на экране локаторов в 12:24.
В это время на радарах фиксировались многочисленные засветки от стай перелетных уток и лебедей. О чем диспетчеры несколько раз предупреждали экипажи всех самолетов, находящихся в воздухе.
С земли наблюдатели видели как лайнер, делая плавный поворот, вдруг внезапно перевернулся на спину и в неуправляемом полете, рухнул на лес. Самолет в результате катастрофы развалился на части и загорелся. Погибли все 17 пассажиров и членов экипажа на борту.
После проведения тщательного расследования, были обнаружены останки птиц в районе крепления хвостового стабилизатора. Их исследование орнитологами, дало однозначный ответ – лайнер столкнулся со стаей американских лебедей. Вес одного лебедя достигает 8,5 кг.
Данная катастрофа серьезно повлияла на пересмотр норм проектирования и эксплуатации гражданских воздушных судов. Стало ясно, что требования сороковых годов безнадежно устарели. Требуется срочно менять или усиливать конструкции стабилизаторов, элеронов и прочей механизации крыла с целью недопущения, в дальнейшем, разрушений при столкновении с птицами.
10.12.1969, СССР, Ил-14, Аэрофлот, Рейс 2953
Ил-14 выполнял рейс Тбилиси-Махачкала-Астрахань. После дозаправки, в 18:29 самолет взлетел. Почти сразу после взлета, рухнул в Каспийское море. Погибли все 17 человек на борту. Причиной столкновения являлись перелетные птицы. Раздробленный череп одной из них, нашли в двигателе, а остатки крыльев и перья — в теплоизоляции кабины пилотов. Именно последнее, стало фатальным для лайнера, т.к. птицы ударившись в летчиков, полностью вывели экипаж из строя. Самолет упал в море совершенно неуправляемым. Лайнер затонул на глубине 10 метров, в 8 километрах от аэродрома, практически полностью разрушившись от удара о воду.
24.06.1974, СССР, Ил-18, Аэрофлот, Самарканд-Ленинград, Рейс 5139
Промежуточная остановка в Ташкенте. На взлете, турбовинтовой лайнер врезался в стаю птиц крайним правым двигателем. После чего, мотор отказал. В этот момент, командир готовился отрывать самолет от ВПП – скорость уже была достаточной для взлета, но оценив ситуацию как критическую – машина просто могла не успеть набрать достаточную высоту в жарком высокогорном климате на трех двигателях, решил прервать полет. В результате, самолет проскочил конец ВПП, пересек две автодороги и разломился пополам, ударившись хвостом о берег канала Карасу. Один человек погиб из 106 человек на борту (96 взрослых и 10 детей).
15.09.1988, Boeing 737-200, Эфиопия, Бахр-Дар
Самолет должен был совершить рейс в аэропорт города Асмера. Однако вместо этого, совершил жесткую посадку в аэропорту Бахр-Дар, сразу после взлета. Причиной возвращения, стало столкновение со стаей крапчатых голубей.
Во время экстренной посадки, начался пожар. Погибли 35 человек из 105 человек на борту.
10.11.2008, Италия, Boeing 737-8AS, Ryanair, Рейс 4102
Самолет завершал рейс из Франкфурта в Рим. Заходя на посадку, лайнер столкнулся со стаей скворцов (около 90 особей). Это повредило двигатели и шасси. С трудом, пилотам удалось посадить, практически, неуправляемую машину.
Из 172 человек, несколько получили незначительные травмы и были вынуждены обратиться к врачам. Поскольку самолет был сильно разрушен, аэропорт закрыли от полетов на 36 часов, чтобы устранить поврежденный лайнер с ВПП.
15.01.2009, США, Airbus A320-214, US Airways, Нью-Йорк, Рейс AWE 1549
Маршрут «Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл». Самолет вылетел в 15:24 EST (по Североамериканскому Восточному Стандартному Времени). Сразу после взлета, набрав 975 метров высоты, воздушное судно столкнулось со стаей канадских казарок. В результате, — были выведены из строя оба двигателя.
Мастерство пилотов позволило развернуть многотонную машину на 180 градусов и посадить самолет на воду реки Гудзон, практически в центре Нью-Йорка, — напротив 48-й улицы Манхэттена. Жертв не было. Только ушибы и переохлаждение. Всего на борту находилось 155 человек. Расследование инцидента показало, что командир Чесли Салленбергер принял единственно верное решение, решившись, садится на воду. На принятие его, у пилота, было всего 20 секунд.
Этот случай послужил основой известного фильма Клинта Исвуда «Чудо на Гудзоне». Чесли Салленбергера в нем сыграл Том Хэнкс.
15.08.2019, Россия, Airbus A321, Уральские авиалинии, Жуковский
Достаточно свежая история. Аэробус выполнял рейс из Москвы в Симферополь. Сразу после взлета, на высоте всего 128 метров столкнулся со стаей чаек. В результате столкновения, оба двигателя заглохли.
Пилоты успели найти подходящую площадку и совершили жесткую посадку в кукурузном поле, благополучно посадив тяжелый самолет с полными топливными баками. На борту было 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа).
Все остались живы. 74 человека получили незначительные травмы и ушибы. Посадка произошла всего в пяти километрах от взлетной полосы аэропорта Раменское, откуда лайнер начал разбег.
Заключение
С изобретением самолета братьями Райт, птицы перестали ощущать себя свободно в небе, где тысячи лет были всесильными властелинами. С каждым годом человек проникает в Пятый Океан, чувствуя себя все увереннее и увереннее. Число летательных аппаратов растет год от года. Число рейсов гражданской авиации также неуклонно возрастает.
Аварий по вине птиц было, конечно же больше, чем описано выше. Фиксировались катастрофы при столкновении боевых самолетов с птицами в годы второй мировой войны. Фокке-Вульфы, Спитфайры, Корсары и Илы гибли не только от пуль и снарядов.
Не все столкновения выглядят так фатально, как бостонская трагедия, не все документируются репортерами новостных лент.
Еще немного статистики. 53% случаев столкновений с птицами заканчиваются легким испугом. Только 11% — вынужденной посадкой или прерванным полетом.
Большая часть столкновений происходит с мелкими одиночными птицами. Как правило, это скворцы, дрозды. Пик аварий приходится на июнь-сентябрь. Это время, когда птицы мигрируют, разводят потомство. Время, когда появляются молодые, только начинающие летать, едва оперившиеся, птенцы.