Если ответить коротко, то нет, нельзя. Ниже — почему это не получится.
У портативного пуско-зарядного устройства, в русском языке, очень много синонимов. Как его только не называют: джамп-стартер, пускач, бустер, инвертор.
Фактически – это Power Bank с функцией старта двигателя автомобиля при неисправном бортовом АКБ.
Строго говоря, пускач, не предназначен, для заряда батареи. Его главная задача – запустить мотор при просаженном АКБ, когда бортовой аккумулятор не справляется с задачей старта.
Заряд свинцово-кислотных аккумуляторов
Заряд выполняют с помощью специального зарядного устройства. Как правило, питание происходит от переменного 220В, который преобразуется в постоянный ток через трансформатор. Обычно это 14,4 — 16,5 вольт.
Зарядка полностью разряженного АКБ происходит достаточно долго, в зависимости от начальной емкости. Длится от нескольких часов до суток. Это делается для того, чтобы большие токи не «вскипятили» электролит батареи, не вызвали мощное газовыделение. На аноде (+) выделяется кислород, а на катоде (-): водород. Ток заряда, например, у устройства «Вымпел-20» не превышает 6А.
Тем не менее, вопрос именно об умении заряжать джамп-стартером бортовую АКБ, почему-то, регулярно встает у наших покупателей.
Ниже будут указаны данные конкретного примера такой зарядки. Это, так сказать, средняя температура по больнице. Но пример позволяет оперировать цифрами. При желании и возможности, вы всегда можете их проверить. А при выборе пуско-зарядного устройства, учитывать их. Думаю, здесь все понятно. Поехали.
Для начала определимся, что и как мы будем заряжать
Берем автомобиль с бензиновым мотором и разряженным АКБ.
- На борту батарея Varta D15. Емкостью 63Ач. 11,36В на клеммах.
- Температура при старте – около 0°C.
- Бензиновый двигатель Renault Duster 2015 г, 1,6л, 114 л.с.
- Заряжать будем пусковым устройством CARKU PRO 30. Емкость 62,9 Вчт. Пусковой ток 500А.
Почему такая батарея и именно это устройство быстрого старта? АКБ достаточно типовой. Чаще всего, батареи примерно такой емкости попадаются на современных авто с бензиновым мотором.
Carku – известный бренд. Характеристики, указанные на коробке устройства, проверены большим числом людей. Этот прибор тестировался как нами, так и другими независимыми экспертами.
Цифрам ниже можно доверять.
Как происходит заряд автомобильного аккумулятора в нормальной жизни?
Напряжение заряженной батареи обычно составляет 12,6 В. Когда аккумулятор «просаживается», то на клеммах падает до 10-11,5В. В нашем примере, это 11,36В.
Теперь вернемся к пускачу. Поскольку замеры делали на модели CARKU PRO 30, я расскажу именно о нем.
Очень важно понимать — как происходит старт двигателя при сильно разряженном АКБ. У «Каркуши» для этого есть специальный режим. Называется он «Boost».
Что такое режим «BOOST»?
Это специальный интеллектуальный режим работы. Идет контроль за неверным подключением проводов, перегревом и перегрузом. Работа устройства в этом режиме ограничена 30 секундами. Сделано для того, чтобы аккумулятор бустера не вздулся и не вышел из строя. Помните, сколько идет зарядка, «правильным» зарядником АКБ? Сутки. Здесь у нас с вами только 30 секунд. Запомните это. Идем дальше.
Также обеспечивается блокировка течи обратных токов в пусковое устройство.
После завершения 30 секунд, режим «BOOST» автоматически завершается.
Как выполняется запуск двигателя пуско-зарядным устройством?
- Соединяем силовые провода к бортовой батарее. «Плюс» к «+», «Минус» к «—».
- Соединяем провода c пускачём.
- Нажимаем кнопку «BOOST». Напряжение на батарее подскочило от «родных» 11,36В до 16,4В. Все готово для старта мотора.
- Поворачивая ключ зажигания, делаем запуск двигателя. Напряжение просело до 12В. Это появилась нагрузка в виде стартера, который пытается провернуть мотор. Ток потек из нашего пускача. Значение силы тока, конечно, зависит от конкретного автомобиля. Обычно в пределах 150-200А при нормальных температурах старта. У нас получилось при замере: 150А.
- Как только пускач узнал, что двигатель стартовал – т.е. исчезла нагрузка, режим бустера сразу был отключен.
Если мы просто нажмем «BOOST», но не будем запускать мотор, то наш маленький помощник будет заряжать бортовой аккумулятор! Правда, всего 30 секунд. Выше я говорил, что штатный зарядник для автомобильных АКБ делает это в течении суток.
Так что заряжать АКБ, строго говоря, можно, но конструктивно это не предусмотрено. 30 секунд – крайне мало чтобы увидеть хоть какой-то заметный эффект роста напряжения на клеммах.
Если режим «BOOST» не включен, то напряжение на клеммах не превышает 12В, и ток заряда не потечет. Можно нажимать после завершения тридцатисекундного периода «БУСТ» еще раз. Потом еще раз. Еще… Пока не надоест…
Итог
Джамп-стартер не предназначен для заряда АКБ. Это является дополнительной особенностью прибора в момент самого главного – старта двигателя с его помощью.