Каждый день мы занимаемся рутиной. Перед поездкой на работу, в магазин, по личным делам, выходим утром из дома, подходим к автомашине. Запускаем двигатель. Обычно в этот момент, аккумулятор заряжен и запуск мотора занимает несколько мгновений. Бывает, но не всегда.
Самый обычный вариант — старт двигателя при исправном и полностью заряженном АКБ автомобиля с бензиновым мотором. Старт дизеля гораздо сложнее и длительнее. У дизельных моторов происходит так называемая предстартовая процедура – нужно предварительно разогреть свечи накаливания, только затем выполнять собственно запуск. Поэтому, для простоты, рассмотрим старт именно бензинового мотора.
Про дизель можно сказать следующее:
- CARKU PRO-10 – почти наверняка не запустит никакой дизель.
- CARKU PRO-30 – запустит почти любой дизель, но при обычной температуре, не ниже -5°С. При температурах от -30 и ниже – наверняка нет.
- CARKU PRO-60 – уже с вероятностью 90% сможет запустить почти любой дизель легкового автомобиля при температурах до -30°. Все очень индивидуально, зависит сильно от степени разряда бортовой АКБ, от температуры старта, от объема и конструктивных особенностей двигателя.
Главная причина – время старта. Оно ограничено 30 секундами. При низких температурах, почти все это время уходит на разогрев свечей, времени на прокрутку коленвала с вязким топливом и загустевшим маслом просто не останется.
Также, конструкции портативных джамп-стартеров отличаются, имеют разные степени защиты, разные характеристики, как встроенной литий полимерной батареи, так и стартовой электроники. Речь ниже пойдет о старте устройством CARKU PRO-30.
Запуск двигателя от заряженного бортового АКБ. «Штатный режим»
Как происходит старт мотора в обычной жизни? Мы проворачиваем ключ в замке зажигания. Происходит замыкание цепи и подача питания с АКБ на стартер.
Напряжение на клеммах АКБ составляет 12,6В. В момент старта, батарея способна в течении короткого времени, отдать высокий ток.
В среднем, при обычной погоде, за нескольких секунд , стартер забирает 150А с АКБ. Все это, безусловно, очень индивидуально, зависит от конструкции стартера и двигателя.
Зимой все гораздо хуже. Смазка и масло густеет. Низкая температура быстро «вышибает» бортовой аккумулятор. Падает напряжение на клеммах, резко снижается заряд батареи. Это все требует гораздо большего пускового тока для проворачивания стартером мотора. Его значение может достигать 240А-260А. И время старта уже может составить не 2-3 секунды, а несколько десятков секунд.
После успешного старта, в любом случае, стартер отключается, снимая с батареи нагрузку, запускается генератор, который тут же начинает подзаряжать бортовой аккумулятор.
Зная, как все это обычно протекает, логично предположить, что бустер будет пытаться повторить эту же схему запуска, заменив собой штатную батарею.
Нельзя напрямую к бустеру подключать бортовую цепь, потому, что АКБ автомобиля выступает в роли буфера, выравнивающего напряжение, не допуская скачков . Бустер не заменяет, а помогает бортовой АКБ запускать мотор.
Т.е. он должен поднять напряжение разряженной батареи с 11,5В до 12,6В. Затем, при появлении нагрузки в виде стартера, обеспечить мощный пусковой ток в течении тех секунд, пока стартер пускает мотор.
Что такое режим «BOOST»
Внимательно рассмотрим силовые провода. «Карку» оснащаются умными силовыми проводами.
Они умеют:
- Оснащены временным реле. Реле активирует режим на 30 сек. За это время, должен произойти пуск двигателя. Если запуск двигателя по каким-то причинам не произошел, нагрузка автоматически будет отсоединена. Это позволит избежать массу проблем: плавление проводов, катастрофически быстрой разрядки пускового аккумулятора – в противном случае он может вздуться или просто скончаться.
- Оснащены контроллером от КЗ. Если ошибиться с соединением проводов или бортовая сеть неисправна – процесс запуска будет отменен. Не нужно даже объяснять насколько это важно.
- Оснащены диодами «Шоттки» – обеспечат закрытие доступа к обратным токам – от передачи тока заряда от бортовой АКБ после начала работы бортового генератора.
Все это в сумме вселяет уверенность в надежности запускаемого устройства «CARKU». Оно обеспечит не только успешный старт, но и сохранит само устройство для дальнейшей работы.
Старт двигателя устройством «CARKU PRO-30»
-
- Соединяем силовые провода к бортовому аккумулятору. «Плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу».
- Соединяем провода с бустером.
- Нажимаем кнопку «BOOST». Напряжение на батарее подскочило от родных 11,36В до 16,4В. Все готово для старта мотора.
Здесь стоит сделать важное замечание. При старте в штатном режиме, напряжение на батарее 12,6В. Как только зажигание запускает стартер, напряжение возрастает до 14В.
При старте бустером, напряжение подскакивает до 16,4В. Это довольно много. У автомобилей премиум-класса, нафаршированных всевозможной электроникой – «Рэнж ровер», «Лексус», «Инфинити», ets, может произойти запись в бортовой журнал о перенапряжении, значением более 14-15В. Не обязательно произойдет, но может…
Если при этом сгорит выход какого-то электрооборудования в момент старта, то дилер вправе отказать владельцу машины в гарантийном случае. Это важно учитывать при попытке старта бустером таких авто. И если у вас именно такой случай – подумайте, нужно ли вам это.
- Запускаем двигатель. Появилась нагрузка в виде стартера. Бустер отдает столько тока, сколько нужно нашей нагрузке. Но не больше, конечно, того значения, что указано в паспорте. Например, «CARKU PRO-10» может отдать 300А, «CARKU PRO-30» 500А, «CARKU PRO-60» 600А. В течении, нескольких секунд, будет гнаться бешенный ток под напряжением 14В (напряжение, естественно упадет из-за возникшего сопротивления нагрузки и проводов с 16В до 14В). Значения в 300А гарантировано позволит запустить любой авто с бензомотором – при обычной погоде потребуется не более 150-200А. При сильных морозах – 240-260А.Это самый опасный момент в работе бустера. Токи огромны, за эти несколько секунд бустер нагреется сам – это можно будет почувствовать ладонью даже через толстый корпус. Очень греются силовые провода.
- Как только запуск произошел, мотор весело заурчал, нагрузка от стартера пропала, заработал генератор – тут же щелкнет реле бустера, и подача напряжения на силовые провода прекратится.
- Можно смело снимать силовые провода и убирать бустер в родной кейс.
Заключение
Что нравится у пускачей компании «CARKU», так это продуманная система защиты и соответствие заявленных характеристик реальным, в процессе эксплуатации.
И, конечно же, возможность запустить двигатель родного автомобиля, в самой неприятной ситуации – когда аккумулятор сел, а ехать нужно прямо сейчас.